"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть І.



 Сравнивая современную гармонию с музыкальными опусами предшествующих столетий, можно наблюдать заметное различие в отношении к звуку. Многие ученые утверждают о принципиально новом явлении в музыкальном искусстве ХХ ВекаМожно – «новой сонорности». Композиторы эпохи переосмыслили такие основные категории как – звук, тембр, гармония, лад, музыкальная система и т.д. В итоге понятие «диссонанс» практически утратило свою актуальность.

 Новое отношение к ладо-тональности, аккорду, звуку, которое сложилось у русских композиторов начала ХХ века, имеет своим источником стилистику позднего А.Скрябина. Своим предшественником композитора считали футуристы. С именем А.Скрябина связано такое явление как «русский космизм». И.А.Вышнеградский, Н.А.Рославец,  А.С.Лурье, Н.Б.Обухов,  А.М.Авраамов, И.Шиллингер, Е.Голышев, А.В.Мосолов и др. приводили его музыку в качестве праобраза их собственной, при чем, не столько в техническом плане, сколько в духовно-эстетическом.

Крупнейшие философские, композиционные и даже магические замыслы композитора, проявляются в поиске новых средств воплощения, и приводит к синтезу искусств. В этом смысле, особенное внимание привлекают симфонические поэмы “Прометей” и “Предварительное действо”.

“Прометей” А.Скрябина сочетает глубокий философский замысел из мифологии древнего мира с ультрасовременными для его эпохи средствами музыкальной выразительности.  В центре звуковысотной системы стоит  шестезвучного аккорд , который так и получил название «прометеевского». Уникальность во внешнем выразительном смысле придает произведению использование светомузыки.

В «Предварительном действе» описывается история от сотворения Вселенной до ее окончательного развития и преображения. В работе над произведением А.Скрябин, «последний эллин» по выражению О.Мандельштама, обращался к различным средствам расширения музыкального языка – микротонике, усложнению гармонии, аккордам состоящих из более десяти звуков.

Гармонических стиль А.Скрябина позднего периода приближается к 12-тоновой системе, что по-видимому и привело его последователей к додекафонии.  При этом,  хотя ранние сочинения А.Шёнберга, ее официального изобретателя,  звучали в свое время в России. Русские композиторы, все же, пришли к аналогам додекафонной системы независимо от немецких, и немного раньше.

Искусство А.Скрябина с каждым годом все больше интересует музыковедение. Возникает необходимость разобраться в том, что послужило фундаментом для возникновения его новой концепции «мирослышания».  Зародыши идей нам видиться возможным искать в раннем периоде творчества композитора. Как указывает А.Николаева, именно в жанрах прелюдии и этюда молодой А.Скрябин достигает наибольшей творческой свободы, происходит кристаллизация его стиля.

Неослабевающий интерес к Скрябину демонстрирует музыковедческая наука. Первая волна внимания, возникшая еще при жизни композитора выразилась в большом количестве монографических трудов: Е. О. Гунст, Б. Л. Яворский (теория "дважды-ладов"), Ю. Д. Энгель, Игорь Глебов,  Л. Л. Сабанеев ("ультрахроматическая" концепция).

В первое двадцатилетие ХХ века творчество А.Скрябина исследовали В. Г. Каратыгин,  Б. Ф. Шлёцер. Приход к власти советов на долго отложил вопрос изучения музыкального языка композитора. Интерес снова возрождается в эпоху "оттепели": Ю. Н. Холопов, Л А. Мазель, В. П. Дернова. Хотя музыкальный язык с его «внешней» стороноы был исследован основательно, внимание ученых не имело права касаться такой сложной темы как содержание произведений, их сложное философское содержание и мистичность восприятия композитора. В 70-е годы Д. В. Житомирским была сделана попытка приоткрыть внутреннюю сущность философии композитор.  

В настоящее время, в связи с огромным вниманием к вопросам эзотерики, философии различных мистических и религиозных школ, и открытости информации по этому поводу, творчество А.Скрябино стало предметом интереса не только профессиональной музыки, но и публицистики и широкого круга любителей «эзотерики». Исходя из чего, композитор стал позиционироваться как основатель искусства новой эпохи –Водолея. Об этом пишут: Ванечкина И.Л., Шумлина Д.А. Поспелова Н.И. и др.

 


Комментируйте в соцсетях !