"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІІ.Эстетическая основа гармонии раннего периода.



 

Ранний период творчества А.Скрябина идёт под знаком импрессионизма. Т.е. логика его гармонического языка вырисовывается только при восприятии целого периода. Именно поэтому его так важно играть целыми длинными фразами в авторском темпе. Здесь можно найти близкую аналогию с импрессионизмом в живописи. Картины художники Клода Мане и Эдуарда Моне можно смотреть только на максимальном расстоянии от полотна. Импрессионисты отказались от четких линий и ровно положенных красок; все контуры на их картинах как бы размыты воздухом и светом; приемами письма становятся мазки и пятна. Точно также, музыка А.Скрябина слышится нам искрящейся, трепещущей. Конечно гармония А.Скрябина – полифонична. Можно говорить о пластовости  - наслоение и взаимопроникновение моноструктур образует полиаккордовость.

В раннем периоде творчества обращает на себя внимание широта эмоционального диапазона: мечтательносозерцательные образы соседствуют с горестно-печальными. Контрасты настроений тяготеют к противоположным полюсам, заставляя вспомнить о шумановских Флорестане и Эвсебии. Вместе с тем в обрисовке крайних душевных состояний композитор оказывается ближе современным экспрессионистам и импрессионистам, нежели к Шуману. Внимание композитора приковано к специфическому колориту аккордовой вертикали. Таков, например, аккорд с большой септимой в Прелюдии №10 ор.11, дающий ощущение хрупкости, болезненной надломленности. Экспрессии альтерированных звучаний противостоит статика побочных диатонических ступеней в Прелюдии №15 ор. 11.

Та же поляризация действует и в сфере ритма: с одной стороны, Скрябин прибегал к учащению и обострению ритмического пульса, с другой - к полному его снятию в эпизодах созерцательного характера, например в Этюде №3 ор.8. В общем же плане скрябинский ритм отличается большой свободой и активностью. Широкое использование полиритмии и различных форм взаимодополняющей ритмики. Отсюда особое сочетание в скрябинской фактуре прозрачности и напряженности. Оно возникает также благодаря фигурационному типу изложения, например, в результате чрезвычайно подвижного нижнего голоса с его сильно раздвинутым диапазоном.

С другой стороны, можно с уверенностью говорить, что уже у А.Скрябина зарождается новый принцип музыкальной драматургии. Согласно которому объектом творчества становиться не столько само произведения, сколько восприятие слушателя. Ибо процесс гармонического развития вызывает непрерывную логическую переоценку элементов. Одно дело, когда мы видим аккорд, как он записан, другое – как мы его воспринимаем в контексте остальных. К примеру функциональная неоднозначность в Прелюдиях№1 и №15 .


Скрябин - ведущий композитор русского символизма. Так как само наличие центрального гармонического построения представляется как “некий символ, замкнутый в себе и до конца не разгаданный, самоценный и многозначный. Композитор создал универсальную систему символов способную максимально гибко выражать его философскую концепцию. Так трезвучие – символ наиболее материального. Восходящее движение (мелодической линии, гармонического построения, тонального развития) – стремление к духу, нисходящее – стремление к материи. Повышенные звуки А.Скрябин называл «лучезарными», «духовными» тонами. Кандидат искусствоведения Н.И.Поспелова пишет: «Никто из композиторов до А.Скрябина всерьез не пытался музыкальными средствами выражать чисто логические формулы и процессы (например, идею нисхождения и восхождения, момент дематериализации мира, закон отрицания отрицания и т.д.). В этих своих опытах Скрябин был на редкость последователен и рационалистичен» не преувеличивая роль философии в творчестве композитора, подчеркнем, однако: не будь философско-поэтической ауры, не будь особой экзальтации и веры Скрябина в искренность и истинность собственных убеждений, мы бы имели дело с иными произведениями, иной музыкальной материей, иным художником. Роль музыки для А.Скрябина поднята до уровня сверхзадачи, ибо как он говорил “композиторы, которые не работают с идеями, а которые всего лишь “пишут музыку”, подобны всего лишь исполнителям, которые только исполняют музыку”.  


Комментируйте в соцсетях !