"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІІІ. Особенности ладофункциональной системы и разновидности ладовых форм.



 

Ладофункциональная система имеет обычный состав и характер функциональных соотношений. Роль устоя, в отличие от гармонии среднего периода, пока играет тоника в виде консонирующего трезвучия. К основным чертам гармонии композитора безусловно относиться «интенсивность» структур, избегание устойчивости. Именно стремление к децентрализации лада.

Диатоника в произведениях А.Скрябина представлена довольно широко. В Прелюдии №3 ор.11 используеться натуральный мажор и дваждыгармонический минор. В Прелюдии №2 ор.11 натуральный, гармонический минор и дорийский лад. Заметно стремление к переменности функций . В Прелюдии №15 ор.11 очевидно применение переменного лада. В пределах лада основные функции часто неоднозначны - использование гармонического движения терциями приводит к тональной неопределённости, создаётся эффект звучания одновременно в трёх тональностях:T, D, VI. В Прелюдии №2 ор.11 впечатление переменности лада создаёться за счёт вкрапления в G мажор альтерированых неаккордовых звуков, принадлежащих h минору, а также аккордов DD. При этом централизирующую функцию для восприятия скорее играет основная гармонико-ритмическая формула нежели сама тоника.

Ясность функционально-гармонической логики в произведениях раннего периода очевидна, встречаються лишь отдельные островки модально трактованной диатоники, как мажорной, так и минорной. Однако при всём своеобразии гармонического последования в конечном счёте «прямое» функциональное движение автентического типа оказывается ведущим. Отметим следующие примеры образцов широко трактованной диатоники: Прелюдии №15 ор.11, Этюд №5 ор.8. А.Скрябин отдаёт предпочтение мажорной диатонике, натуральный минор появляеться лишь эпизодически.

Известной специфичностью обладает функциональная логика ряда минорных произведений. Сущность её заключается в широком развёртывании оборота TSDT с включением мелодически акцентированных VII и VI натуральных ступеней, в варьированном показе каждой из функциональных групп, обрастания аккордов прилегающими созвучиями. В результате каждая из групп приобретает черты тоникальности. При этом нередко аккорды субдоминанты вбирают в себя элементы субдоминантовой тональности, часто включая звук II низкой ступени исходного тонального центра. Подобного рода примеры многозначительны – так экспонируются многие минорные произведения, идущие в быстром темпе, и драматически насыщенные по образному строю. Подобный тип драматургии образного развития характерен для многих произведений как среднего, так и позднего периодов. В нем своеобразно преломляется одна из тенденций искусства XIX века. Смысл данного явления в создании массивности, весомости, напряженности звучания, преодолевающего статику гармонического ритма посредством активизации динамики ритма фактуры.

Комментируйте в соцсетях !