"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІV. Аккордика

Аккордика

 

Основу гармонии раннего 
А.Скрябина составляют созвучия терцовой структуры. Композитор использует
трезвучия и септаккорды, многотерцовые структуры возникают как следствие
«игры-эксперимента» с терциями. Ведь от каждого звука можно построить терцию,
добавить терцию и ещё терцию…  Так в
Прелюдии №2 ор.11 мы встречаем D11, который по сути является II7 на D-вом басу.
Расчленённости восприятия полиаккорда в Прелюдии №1 способствует
метро-ритмическое положение тонов. Появление VI9 в затакте к 12-му такту,
затем  II2 к нему на сильную долю, и
последующее возвращение к VI9.

В некоторых произведениях можно заметить тяготение к
квартовости. Кварто-квинтовый колорит проступает в фактурном преломлении. В
Прелюдии №15 ор.11 сама начальная интонация строится на интонации кварты. Два
голоса, изложенные в терцию делают квартовые шаги, образуя структуру
терцквартаккорда. Аналогичную тенденцию можно обнаружить в Этюде №9 ор.8. В
Прелюдии №1 ор.11 запаздывающее разрешение задержания кварты в кварту является
источником появления нонаккордов. В целом можно говорить, что усложнение
аккордов терцовой структуры возникает как следствие применения бельшого
количества неаккордовых звуков, например задержаний, предъёмов и т.п.

Среди септаккордов преобладают все виды малых, довольно
часто альтерированых. Ум7 используеться в основном как средство драматизации в
развивающих разделах формы. Например Прелюдии №1 и №3 ор.11

Уже намечаеться тенденция к лейтакордовости. Которая получит
развитие в более поздних периодах. Это видно на примере обильного использования
аккордов одного типа, например терцкварта в Прелюдии №15 ор.11.

Комментируйте в соцсетях !