"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть V. Гармония и формообразование

 


Музыка А.Скрябина характеризуется чёткостью, структурных граней произведения, отдельных фрагментов.

Каденции выражаются выделением опорных гармоний. Сравнительно с С.Рахманиновым, каденционные обороты А.Скрябина менее разнообразны. Используеться кадансовый квартсекст и доминантовый 7 или 9-аккорд. Каденции обычно расширены – за счёт чередования кадансового и DDVII7, нередко роль каденции выполняет объёмное построениена D-вом органном пункте. Хотя композитор иногда и использует прерванный оборот, но у него нет прерванных каденций. В качестве финальной заключительной каденции довольно часто выступает целое предложение, воплощающее основной образ произведения. Примером может служить Этюд№3 ор.8

Тональные паны произведений разнообразны. Чаще всего наблюдается модуляция в тональность S – Прелюдия №10 и №3 ор.11, при чём способ модуляции – хроматическая секвенция. Заметна также роль параллельных тональных соотношений. Характерными являются модуляции в отдалённые тональности через энгармонизм аккордов. Весьма редко используються мажоро-минорные связи.

Как типичный прийом развития выступает секвенция, а также транспозиция крупных построений, чаще всего в большесекундовом соотношении звеньев.

В экспозиционных и заключительных построениях многочисленны органные пункты на Т и D басу.

Одна из характерных черт – многообразие типов фактуры и способов ритмической организации. Тенденция к rubato проявляеться в специфических приёмах вуалирования сильной доли за счёт затактового введения гармонии. В результате гармоническая пульсация оказывается сдвинута относительно пульсации ритмической.


Комментируйте в соцсетях !