"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть VІ. Заключение



 

Ранний период творчества А.Скрябина идёт под знаком импрессионизма. Т.е. логика его гармонического языка вырисовывается только при восприятии целого. На первый план выходит колорит аккордовой вертикали. Широта эмоционального диапазона, полярность образов диктует разнообразие гармонических средств – экспрессии хроматики и альтерированных звучаний противостоит статика диатоники и побочных  ступеней. С другой стороны, можно с уверенностью говорить, что уже у А.Скрябина зарождается новый принцип музыкальной драматургии. Согласно которому объектом творчества становиться не столько само произведения, сколько восприятие слушателя. Ибо процесс гармонического развития вызывает непрерывную логическую переоценку элементов. Скрябин - ведущий композитор русского символизма. Композитор создал универсальную систему символов способную максимально гибко выражать его философскую концепцию.

Ладофункциональная система имеет обычный состав и характер функциональных соотношений. Роль устоя пока играет консонирующее трезвучие. Хотя, безусловно присутствует избегание устойчивости, стремление к децентрализации лада. Широко представлена диатоника: используется натуральные мажор и минор, гармонический и дваждыгармонический минор и дорийский лад, а также переменный лад. Мажоро-минор практически не представлен. Ясность функционально-гармонической логики в произведениях раннего периода очевидна сущность гармонии заключается в широком развёртывании оборота TSDT, обрастающих неаккордовыми звуками и прилегающими созвучиями,  в результате каждая из групп приобретает черты тоникальности.

Каденции выражаются выделением опорных гармоний. Используеться кадансовый квартсекст и доминантовый 7 или 9-аккорд. Каденции обычно расширены – за счёт чередования кадансового и DDVII7. Тональные паны произведений разнообразны. Чаще всего наблюдается модуляция в тональности I ст. родства, особенно S.Характерными являются модуляции в отдалённые тональности через энгармонизм аккордов. Весьма редко используються мажоро-минорные связи. В экспозиционных и заключительных построениях многочисленны органные пункты на Т и D басу.

 

Список использованной литературы

Бершадская Т. «Лекции по гармонии»;

Бэлза И. «А.Н. Скрябин»;

Ванечкина И. «Кастель и Скрябин: эволюция светомузыкальных идей»;

Гуляницкая Н. «Введение в современную гармонию»;

Мендельштам О. «Скрябин и христианство»;

Николаева А. «Особенности фортепианного стиля А. Скрябина»;

«Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке» под ред. Рагс Ю.

Поспелова Н. «А.Скрябин»;

Рубцова В. «А.Н. Скрябин»;

Тюлин Ю, Привано Н. «Теоретические основы гармонии»;

Холопов Ю. «Очерки современной гармонии»;

Шумлин Д. «Музыкальные символы А.Скрябина».

 

Комментируйте в соцсетях !