Нужна ли постановка руки для игры на фортепиано. * причин

В последнее время среди специалистов встречается вопрос необходимости постановки руки у начинающих пианистов. Нельзя сказать, что споры очень бурные, но нередко можно встретить информацию, что руки ставить необязательно. "Там да сям" проскакивают идеи, и утверждения из ряда: "рука должна двигаться, а не ставиться", "постановка руки снижает мотивацию учащихся" и т.п. Многие из подобного рода утверждений касаются, скорее, студентов или взрослых музыкантов, которые уже успели выработать свои двигательные привычки. Кроме того, свобода движений, которую демонстрируют на на сцене великолепные пианисты, давно вышедшие за рамки "академической постановки руки", создает иллюзию возможности достижения подобного, минуя период строгого вырабатывания правильного положения руки на клавиатуре и контроля над пальцами. Искусство балета, например, требует длительной работы над рядом "позиций", строгих и обязательных. В музыке, для обретения контроля над пальцами, необходима четкая, сформулированная до деталей система требований, в рамках которой воспитание движений может осуществится.
1. Правильная постановка руки позволяет предотвратить "мышечный зажим" в будущем. За время существования пианизма и клавиризма, как такового, было выработано целый ряд различных подходов к пианизму, а значит к движениям и звуку. В первую очередь это касается: "пальцевой" и "весовой" игры. Разница в игре "только пальцами" и "весом руки" настолько значительна (ведь это совершенно разные эпохи в музыке), что смешивать эти техники на начальном этапе обучения просто нельзя. Игра пальцами у маленьких детей имеет свои особенности: звук несильный, тембрально не окрашенный. Слыша "громкую" полнозвучную игру педагога, они стараются подражать, начиная давить, бить по клавишам. Необходимость, с одной стороны, держать руки над клавишами, с другой - нажимать пальцами, с третьей "давить кистью или рукой" что бы звучать так же громко как учитель, - все это не способствует правильному формированию игрового аппарата ребенка. Действия должны быть совершенно другими. Цель - расслабленные руки, твердые кончики пальцев. Для этого педагог, а дома родители, поддерживают руки ученика во время игры, для того что бы снять "конфликт" между необходимостью держать руки на весу и играть "правильно пальцами". Поддерживать руки нужно так, что бы кисть была параллельна полу, большой пальчик свисал вниз, а мизинчик не "заваливался". Руки должны быть свободными и мягкими, чему способствуют специальные упражнения перед игрой, описанные в сборнике Артоболевской "Первые шаги в музыке".
2. Правильная постановка руки позволяет равномерно развить все пальцы. Руки homo sapiens не приспособлены для игры на фортепиано: все пальцы разные по размеру и длине, они различаются по весу, первый палец расположен ниже остальных и и имеет только две фаланги, четвертый палец зависим в движениях от третьего, мизинец очень маленький. Для того, что бы пальцы приспособились к игре на инструменте, а звуки извлекались ровные, независимо от того какой палец их играет, нужна длительная и правильная тренировка. В следствие многолетней практики рука пианиста существенно изменяется: пальцы приобретают независимость друг от друга на обеих руках, между пальцами формируется, так называемая, "растяжка", кончик первого пальца округляется, между первым и пятым пальцами формируется мышечный "свод", кончики всех пальцев становятся подвижными. С самых первых занятий ученику объясняют, что его пальчики должны ставится "косточками вперед", для этого хорошо подходит упражнение с карандашиком "ставим подковки" показанное В.Пясецким. Для того, что бы кисть приобрела правильное положение на клавиатуре, кроме поддерживания ее руками, полезным может быть положить на нее монетку, которая не должна падать во время игры, из-за заваливания кисти в сторону мизинца. Упражнение с монеткой так же полезно для отрабатывания "пальцевой техники", когда подвижными должны быть только пальцы.
3. Правильная постановка руки способствует сосредоточению внимания ученика на игре.