ранняя гармония скрябина

"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть VІ. Заключение


"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть V. Гармония и формообразование


"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІV. Аккордика


"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІІІ. Особенности ладофункциональной системы и разновидности ладовых форм.



 

Ладофункциональная система имеет обычный состав и характер функциональных соотношений. Роль устоя, в отличие от гармонии среднего периода, пока играет тоника в виде консонирующего трезвучия. К основным чертам гармонии композитора безусловно относиться «интенсивность» структур, избегание устойчивости. Именно стремление к децентрализации лада.

Диатоника в произведениях А.Скрябина представлена довольно широко. В Прелюдии №3 ор.11 используеться натуральный мажор и дваждыгармонический минор. В Прелюдии №2 ор.11 натуральный, гармонический минор и дорийский лад. Заметно стремление к переменности функций . В Прелюдии №15 ор.11 очевидно применение переменного лада. В пределах лада основные функции часто неоднозначны - использование гармонического движения терциями приводит к тональной неопределённости, создаётся эффект звучания одновременно в трёх тональностях:T, D, VI. В Прелюдии №2 ор.11 впечатление переменности лада создаёться за счёт вкрапления в G мажор альтерированых неаккордовых звуков, принадлежащих h минору, а также аккордов DD. При этом централизирующую функцию для восприятия скорее играет основная гармонико-ритмическая формула нежели сама тоника.

Ясность функционально-гармонической логики в произведениях раннего периода очевидна, встречаються лишь отдельные островки модально трактованной диатоники, как мажорной, так и минорной. Однако при всём своеобразии гармонического последования в конечном счёте «прямое» функциональное движение автентического типа оказывается ведущим. Отметим следующие примеры образцов широко трактованной диатоники: Прелюдии №15 ор.11, Этюд №5 ор.8. А.Скрябин отдаёт предпочтение мажорной диатонике, натуральный минор появляеться лишь эпизодически.

Известной специфичностью обладает функциональная логика ряда минорных произведений. Сущность её заключается в широком развёртывании оборота TSDT с включением мелодически акцентированных VII и VI натуральных ступеней, в варьированном показе каждой из функциональных групп, обрастания аккордов прилегающими созвучиями. В результате каждая из групп приобретает черты тоникальности. При этом нередко аккорды субдоминанты вбирают в себя элементы субдоминантовой тональности, часто включая звук II низкой ступени исходного тонального центра. Подобного рода примеры многозначительны – так экспонируются многие минорные произведения, идущие в быстром темпе, и драматически насыщенные по образному строю. Подобный тип драматургии образного развития характерен для многих произведений как среднего, так и позднего периодов. В нем своеобразно преломляется одна из тенденций искусства XIX века. Смысл данного явления в создании массивности, весомости, напряженности звучания, преодолевающего статику гармонического ритма посредством активизации динамики ритма фактуры.

"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть ІІ.Эстетическая основа гармонии раннего периода.


"ГАРМОНИЯ А.Н.СКРЯБИНА (ранний период творчества)". Часть І.