Сценическое искусство. Как готовиться к концертным выступлениям.

Сценическое искусство. Как готовится к концертным выступлениям.
Программа обучения. 1 семестр лекционных и практических занятий.
1. Вводная лекция
2. Самооценка
3. Мотивация
4. Окружение
5. Таблетки и травы
6. Общие вопросы подготовки к концертам
7. Подготовка физиологии и психики.
8. Методы работы над музыкальными произведениями.

1. Тренировка вестибулярного аппарата.
2. Общая физическая подготовка
3. Энергетические практики и йога
4. Упражнения перед концертом
1. Общие методы подготовки в условиях соревновательной обстановки.
2. Методы укрепления пальцев и кистей рук.
3. Методы глубокого запоминания текста
4. Методы работы над образным содержанием произведения
1. Методы, применяемые непосредственно во время концерта
2. Послеконцертные методы
3. Стратегии развития карьеры музыканта
4. Список конкурсов и фестивалей.
Экзамен
1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Название предмета. Как готовиться к концертам. Вопросы студентам: как они представляют себе этот предмет, что по их мнению нужно рассмотреть на этом предмете, какие задания по их мнению могут быть выполнены ими, как они видят этот предмет как практический курс или лекционный. Рассмотреть проблему подготовки к концертам со стороны психологии, психотерапии, музыкальной педагогики. Сделать вывод, что предмет является базисным для профессионального развития музыканта. Заполнить анкету «Умею ли я готовиться к концерту» и «Выявление страха сцены».
2. Самооценка
Самооценка как способность человека к действию. Самооценка как реальное соответствие человека определенным требованиям. Вопросы студентам: встречались ли вам люди которые сильно снижали вашу самооценку, встречались ли люди, которые повышали, сколько человек должны вам сказать, что вы ни на что не способны что бы вы в это поверили, насколько стоит принимать чужую точку зрения относительно ваших профессиональных качеств, на что стоит опираться на пути к цели, что бы не быть раздавленным чужим мнением.
Примеры из истории музыки которые показывают неадекватность внешней оценки талантливых людей и гениев на примере эпизодов из биографий С.Рахманинова, А.Скрябина, В.А,Моцарта и Сальери (фрагмент из фильма), художников. Вывод: никогда нельзя давать людям определять уровень развития вашей личности, и принимать их оценки на свой счет.
Как защищать свою самооценку. Поставить цель. Цель удовлетворяющую потребностям и желанием. Удовлетворяющую 3 низшим инстинктам: защищенность, партнер, Деньги. Сформулировать задачи и выполнять их. Волевые качества. Упорство как основная черта успешного человека. Преодоление препятствий.
Как повышать свою самооценку. Качество проделанной работы. Устранение недостатков важнее подчеркивания достоинств. Делать больше чем от вас ожидают. Скорость и количество проделанной работы. Доброжелательные взаимоотношения: общаться только с теми кто вам нравится.
Вопросы студентам: какие вопросы были новыми для вас, что хотелось бы для себя подчеркнуть.
Изготовление таблицы «Самооценка» Вставлять карточки в блок.
Борьба с недостатками через освоение новых сфер деятельности: язык, спорт, искусство, семейные обязанности.
3. Мотивация
Мотивация как способность к движению к цели. Мотивация зависит от присоединения к необходимому кругу. Мотивация возникнет от осознания своих потребностей внутри определенного круга. Разница между потребностями и желаниями. Мотивационное состояние. Нехватка мотивации и незаконченные дела.
Усиление мотивации за счет вступлении е в новые отношения с группами людей стоящими выше по развитию.
Усиление мотивации через привлечение успешно выполненных проектов в других зонах действий: хобби, подработки, семья, друзья и т.д.
Усиление мотивации через реализацию незаконченных или запланиролванных давно проектов. Реализация давней мечты.
4. Окружение
Окружение музыканта должно приносить ему радость, удовлетворение, развитие способностей и вдохновение. Вопросы студентам: каким должно быть окружение музыканта, как окружение влияет на человека, примеры из жизни, всегда ли окружение хорошо влияет на человека, что делать если окружение не принимает человека или противодействует его успеху.
В. Моцарт и его окружение. Окружение Ф.Шопена. Окружение Д.Шостаковича. Слушание пьесяД.Шостаковича 1948 г.
Что нужно делать что бы принадлежать определенному кругу. Выполнять требования и быть таким же как они с полной самоотдачей одно и то же.
Давайте перечислим полезное для нас как музыкантов окружение: профессиональные союзы и объединения поощряющие творчество, университеты, концерты и фестивали, конкурсы, конференции, форумы, союзы и профессиональные объединения, участие в конкурса. Систематическое участие в мероприятиях минимум 2=х параллельно идущих, например, конкурсах, дает возможность постоянно находится в поле профессионального роста.
Методы установления связей с полезным доля нас окружением: посещение мероприятий, дней встречи выпускников, участие в мероприятиях, переписка, публикация постов и комментариев, телефонные звонки, поздравление с днем рождения.
Давайте перечислим кто входит в состав нашего окружения: семья, друзья, родственники, коллеги, приятели по интересам, незнакомые люди которые являются членами организаций в которые мы входим и т.д. Давайте разделим окружение которое формируется: благодаря уступкам и благодаря победам.
Вывод: близкоеокружение держится благодаря уступкам. Профессиональноеокружение благодаря победам.
Окружения способствующие творчеству и деструктивные общества.
Опасные категории людей: наркоманы, сектанты, сумасшедшие, тираны, не развивающиеся личности на управленческих должностях которые давят других.
Методы избегания деструктивного общения.
5. Таблетки и травы. Питание.
Влияние стрессовых ситуаций на рацион. Сбалансированное питание и контроль за своим самочувствием путем приема отваров и чаев полезных трав и биодобавок способствует повышению эффективности в учебе и работе. Вопросы студентам: как вы питаетесь во время экзаменов, что вы пьете, увеличивается ли количество потребления тонизирующих напитков кофе и чая, какое питание должно способствовать хорошему самочувствию во время экзаменов.
Анорексия – одно из распространенных заболеваний в спорте высоких достижений. Примеры из биографий: Микеланджело, Генрих Шлиман и др.
Методы контроля над своим питанием:
- мысленное планирование своего рациона в течение дня.
- запомнить, что только съеденное через усилие отложится в виде жиров теле, поэтому необходимо совершать небольшие усилия в конце трапезы, что бы накопить дополнительный вес перед концертами.
- обязательно 2-3 раза в день плотно покушать.
- пробовать новые для себя изыски кулинарии, новые блюда, кухню стран мира, интересоваться кулинарией.
- говорить побольше о еде.
Добавки к еде уменьшающие стресс: кальций и магний, комплексы витамин, отдельно витамин А,Е, Д3, рыбий жир, спирулина.
Травы: сборы трав на основе мяты, мелиссы, зверобоя, чебреца, пиона и др.
6. Общие вопросы подготовки к концертам
Подготовка к концерту начинается с момента объявления его даты. График занятий. Заниматься без остановки 25 часов сутки. Вопросы конкуренции во время подготовки. Работа над мыслями – стремление к состоянию тишины и спокойствия. Молитва. Болезни во время подготовки и выступлений. Заблаговременная подготовка костюма и инструмента. Слабые места. Предконцертная лихорадка.
7. Подготовка физиологии и психики.
Обязательность занятий спортом для музыкантов. Недостатки мелкой моторики преодолеваются развитием крупной моторики. Вопросы студентам: как здоровье влияет на ваш уровень профессиональности, кто лучше играет сильный и крепкий музыкант или слабый и болезненный, какие методы укрепления здоровья существуют, какие из них вы лично применяете, сколько часов в день вы занимаетесь спортом.
Виды спорта способствующие музыкальной деятельности:
Боевые искусства – укрепляют характер, волевую сферу, уверенность в себе, развивают крупную моторику, укрепляют руки, помогает справиться с техническими задачами.
Танцы- укрепляют тело, развивают эмоционально-волевую сферу, образное мышление, ритм.
Бег – увеличивают выносливость, укрепляет сердце, поднимает общий тонус.
Фитнес- укрепляет весь организм.
Йога, цигун, энергетические практики – укрепляют организм, увеличивается контроль надл телом, изменяется восприятие времени в музыке, общий рост технических возможностей.
Цель – достичь состояния утомления и отсутствия мыслей и в нем играть.
Психологическая подготовка направлена на усиления контроля музыкантом своего состояния во время выступления.

8. Методы работы над музыкальными произведениями.
Методы работы над произведение, которое будет выносится на сцену отличается от обычного разучивания в классе. Сюда подключается целый спектр методов и приемов аналогичных спорту, которые позволяют совершать сложные психо-моторные действия в состоянии мобилизации всех сил организма. Выступление на концерте по сложности сравнивают с управлением самолетом или космическим кораблем.
Вопросы студентам: отличается для вас игра педагогу в классе, игра для себя и выступление на концерте, чем отличается, считаете ли вы что методы подготовки должны быть различными, считаете ли вы, что манера подачи произведения должна отличаться в зависимости от количества и состава публики, какие приемы разучавие произведений используете вы накануне концерта.
Этапы работы над произведением: разбор – наигрывание-работа над образом
Разбор – анализ содержания и работа над фразировкой, тембрами – проработка технической части – работа над общим планом образным содержанием-работа над деталями (игра с любого места, подключение словестного текста, выучивание нот пассажей через проговаривание, выучивание линии баса и подголосков)-четкое представление развертывания сценария и обобщения содержания до уровня общего названия или иллюстрации.
Разбор: аппликатура, нотный текст, счет, форма, темп, динамика. Знать нотный текст.
Первичная работа над содержанием – анализ мелодической линии пофразно, с выстраиванием сюжетной линии по мере наростания волн напряжения до кульминационной точки с последующим спадом. Работа над тембрами мелодических линий, контрапунктов и подголосков. Выстраивание формы на уровне взаимодействия мелодических линий с подстраиванием аккомпанимента под их тембры.
Работа над техникой – использование приемов работы над произведением в различных темпах, с различными приемами артикуляции, различными приемами звукоизвлечения, динамикой с целью укрепления пальцев и глубокой проработки текста произведения. Формирование железных пальцев.
Глубока работа над образным содержанием. Общая – поиск литературы, чтение писем, биографии, медитации на содержание произведения, посещение мест связанных с историей написания произведения и др. Детальная работа –каждый технический блок , раздел формы прорабатывается на уровне мельчайшей детали. От мелкого к крупному.
Обобщение – к произведению рисуется картинка и придумывается свое собственное название.
Общая физическая и психологическая подготовка музыканта к концертной деятельности
1. (9) Тренировка вестибулярного аппарата.
Для того что бы справится с техническими задачами в условиях концерта необходимо иметь крепкий вестибулярный аппарат. Вопросы студентам: как вы укрепляете вестибулярный аппарат, укачивает ли вас в транспорте, как вы спите ночью крепко или летаете во сне, на концерте испытываете ли вы ощущения головокружения, тремора конечностей, неприятные ощущения в зоне живота.
Методы укрепления вестибулярного аппарата:
- статические упражнения (Большое дерево из цигун, йога асаны, сидеть с прямой спиной и прогибом в пояснице)
- динамические ходить с прямой спиной, ощущение стержня или луча вертикально пронизывающего тело, ношение книги на голове, хождение и бег задом наперед, хождениес согнутыми коленями)
- кувырки
- стойки на голове, лежать с высоко задранными ногами головой вниз.

2. (10) Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений утренней зарядки. Посещение группы по физической тренировке. Бег. Максимальное использование возможностей города для физических нагрузок. Физ-минутки в течение дня – бег, прыжки, отжимания, подтягивания, боевые приемы, пресс. 3 раза по 30 раз.
Начинать вводить физические упражнения перед каждым тренировочным исполнением произведения.
3. (11) Энергетические практики и йога
Польза энергетических практик. Вред энергетических практик. Христианская культура и восточные энергетические практики. Выбор тренера и курсов. Осторожно – гуру. Основные пункты к которым нужно прийти в процессе освоения энергетических практик: ощущение двух потоков восходящего и низходящего, состояние тишины ума, умение откинуть иллюзии не обращать никакого внимания на картинки, голоса, идеи о том, что кто-то причиняет вам вред, не разрешать себе становиться слишком сенситивным и мнительным.
Вводить 30-40 минутные энергетические упражнения перед тренировочным исполнением.
4. (12) Упражнения перед концертом
Начало проведения психологической подготовки за 1-2 недели до концерта. 7 Упражнений.
Методы работы над музыкальными произведениями при подготовке к концерту
1. (13) Общие методы подготовки в условиях соревновательной обстановки.
Состояние полной мобилизации с момента начала подготовки к концерту. Непрерывный график подготовки. Разучивание произведения в предельно быстром темпе с целью поиска наиболее рациональных движений.
Разучивание произведения в наиболее медленном темпе с целью приобретения удобства в различных позициях рук – статический подход к каждой позиции.
Предельно быстрая игра дает : рациональные движения, преодоление технических сложностей, чувство формы, задействование подсознательных механизмов в разучивании произведения.
Предельно медленная игра: удобство в игре по позициям, качество звука, задействование подсознательных механизмов.
Предельно тихая игра дает: контроль над движениями, слуховой контроль над звуком, тренировка мышц.
5. Методы укрепления пальцев и кистей рук.
4 основных метода и их разновидности.
6. Методы глубокого запоминания текста
Исходя из формы:Игра с любого места произведения.
Развучивание с конца.
Запоминание нот: проговаривание нот частями, разделами формы, от начала до конца в предельно быстром темпе. Переписывание нот вручную на бумаге цветными карандашами. Пение одного из голосов нотами во время исполнения других на инструменте. Визуальное запоминание положение пальцев на клавиатуре.
Гармонический анализ произведения: письменный, объяснение причин использования того или иного аккорда композитором в ключевых местах произведения.
Игра по нотам на воображаемой клавиатуре.
Игра произведения в воображении перед сном или другое свободное время.

7. Методы работы над образным содержанием произведения
Общие методы: поиск литературы, чтение биографий и эпистолярного наследия, просмотр телепередач, посещение музеев.
Методы работы над деталями произведения:
Обобщение-детальная работа-генеральное обобщение
Начальное обобщение производится на уровне фраз. Выполняется работа по выстраиванию мелодической линии и поиска содержания, отсюда характера тембра, звука, туше.
Прорабатываются все длинные ноты и педали: с звучанием мелодий на их фоне.
Детальная работа: каждое построение формы – это картина. Описывается словами, потом ищется звук, тембр, артикуляция, динамика, темповые отклонения, акценты, опорные звуки, выстраивается фраза по опорным звукам (можно подставить слова-фразу).
Все детали играются утрировано. Так что бы это звучало предельно ясно. В разных темпах.
Разделы формы соединяются между собой – прорабатываются переходы: педали, сколько звука осталось на последнюю долю последнего такта, с такого звука и начинается следующий раздел формы, если нет других указаний автора.
Линия баса должна иметь свой сюжет, свой звук, свои слова, свой ритм и т.д.
Генеральное обобщение – придумать свое название и нарисовать картинку.
5. Методы, применяемые непосредственно во время концерта
4 метода.
6. Послеконцертные методы
4 метода
7. Стратегии развития карьеры музыканта
Понятие успешности в музыкальной деятельности. Оформление своей работы в виде: диска, издания нот, написание книги, создания сайта.
8. Список конкурсов и фестивалей.
Экзамен
Блоки Физиологические и Психологические, а так же музыкальные методы могут быть даны в другом порядке, для удобства преподавания курса.